Принять участие в решении задачи предоставления качественных образовательных услуг работодатели и студенты могут посредством участия в общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.

Общественно-профессиональная аккредитация осуществляется путем оценки профессиональных качеств выпускников образовательных организаций. Таким образом, оценивается не качество образовательного процесса как такового, а именно качество образования. В этом случае представители работодателей и студенчества определяют результативность образовательного процесса в профессиональной деятельности.

Объектами общественно-профессиональной оценки образовательных программ являются:

1) качество образования, включая:

- оценку результатов обучения, в том числе оценку соответствия ожидаемых и фактических результатов обучения актуальным запросам рынка труда;

- оценку востребованности выпускников рынком труда;

- валидацию процедур и критериев оценивания учебных достижений студентов;

- удовлетворенности студентов качеством образования;

2) гарантии качества образования, формируемые:

- образовательными целями образовательной программы;

- структурой и содержанием образовательной программы;

- учебно-методическими материалами, используемыми для реализации образовательной программы;

- технологиями и методиками образовательной деятельности, применяемыми в рамках реализации образовательной программы;

- профессорско-преподавательским составом, задействованным в реализации образовательной программы;

- научно-исследовательской деятельностью и реализацией ее результатов в учебном процессе;

- образовательными и материально-техническими ресурсами образовательной программы;

- организацией и управлением процессом реализации образовательной программы;

- участием работодателей в реализации образовательной программы;

- участием студентов в определении содержания и организации учебного процесса;

- студенческими сервисами;

- оценкой качества подготовки абитуриентов

Профессионально-общественным организациям и их объединениям представляется самостоятельность и автономия деятельности, что позволяет им самостоятельно устанавливать порядок проведения аккредитации и определять права аккредитованных ими образовательных организаций. Между тем, в отличие от общественной аккредитации, результаты профессионально-общественной аккредитации могут учитываться при проведении государственной аккредитации образовательной организации, осуществляемой аккредитационными контрольно-надзорными органами.

По результатам профессионально-общественной аккредитации могут формироваться рейтинги образовательных организаций, по конкретным специальностям (направлениям) подготовки, получающих объективный и достоверный характер.

«Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ может осуществляться работодателями, их объединениями, а также уполномоченными ими организациями. Такая аккредитация осуществляется в добровольном порядке и не влечет за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Все правила проведения аккредитации – порядок, формы и методы оценки, а также права, которые предоставят аккредитованной образовательной организации и выпускниками освоившим программы, – устанавливаются общественной организацией, которая проводит аккредитацию. Государство не должно в этом участвовать.

Все сведения о получении профессионально-общественной аккредитации станут публичными. При этом они будут рассматриваться при проведении государственной аккредитации.

Процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности достаточно жестко регламентированы новым законом «Об образовании в Российской Федерации». Они проводятся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору и контролю в сфере образования, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в пределах предоставленных им полномочий. Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации», - комментирует Владимир Гутенев, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России, Президент Ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям».