«Мы почувствовали постоянный и устойчивый запрос общества – родителей, педагогов – на укрепление единого образовательного пространства. Детям должна даваться единая база знаний. Это нужно, чтобы избежать ситуаций, когда, переходя из школы в школу, ребенок оказывается в другом мире. В одной школе он учился по одним учебникам, а в другой школе – совершенно другая программа. Мы обозначили коллегам из Минпросвещения России, что эта тема постоянно возникает на встречах с избирателями, и предложили те меры, которые Министерство могло бы принять», – сказала глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова.

Она особо подчеркнула, что ответственность за содержание учебника «должна возлагаться не на учителя или директора, а на федеральное министерство, которое ведет государственную политику в части образования».

Директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Минпросвещения России Максим Костенко отметил, что учебник является важнейшим инструментом развития обучающегося, но о едином учебнике невозможно говорить без создания единого образовательного пространства.

«Создание единого образовательного пространства – это сегодня чаяния учителей, но важно понимать, что это не унификация всех образовательных организаций. Мы знаем, что в каждой школе работают уникальные педагогические коллективы, но необходимо регулирование деятельности коллективов. К сожалению, сегодня мы видим множество интерпретаций подходов, а это не всегда ведет к повышению качества образования», – обратил внимание Максим Костенко.

По его словам, единое образовательное пространство – это комплекс того, чему учить, а также содержание образовательных результатов.

«Говоря о федеральных программах, которые создают базис, мы выступаем за те программы, которые не перекрывают источник творческой активности для тех образовательных организаций, которые показывают высокие результаты. Усиливается роль и значимость федеральных инновационных площадок. Хочу отметить, что направленность профилей сохранится и найдет отражение в федеральной образовательной программе», – сказал Максим Костенко.

Он добавил, что введение федеральной образовательной программы поможет учителям в работе, снизив бюрократическую нагрузку на них.

«Сегодня очень важен вопрос доверия. Если мы с вами сформируем прозрачный и понятный механизм создания вот этого «золотого стандарта», если будут понятны те люди, которые будут отвечать за содержание, а также механизм влияния на это содержание, большая часть вопросов, которые сегодня возникали, будет снята. Со всеми участниками процесса важно определить и согласовать баланс вариативности, которая зависит от специфики региона, детей, организации», – прокомментировала председатель Комиссии Общественной палаты России по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

Руководитель Департамента образования и науки города Москвы Александр Молотков подчеркнул важность того, чтобы введение федеральных образовательных программ не ограничивало школы в их развитии, чтобы «золотой стандарт» не превратился в «золотой шаблон».

«При разработке федеральной методической программы необходимо оставлять зазор по часам, чтобы у школы была возможность реализовывать программы сверх стандарта. Москва готова включиться и в разработку и включить наши наработки в федеральную образовательную программу», – сказал он.

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева добавила, что в обществе есть запрос на единообразие образовательных программ.

«Когда мы говорим о «золотом стандарте», надо сделать все, чтобы он точно был золотым. К этому надо подходить очень взвешенно, очень профессионально. Нельзя, чтобы рабочая программа охватывала все часы учебного плана. Тогда не останется возможности для самостоятельной работы организации. Что касается учебников, нужно думать о том, кто формирует содержание. Прежде всего, это должны быть высокопрофессиональные ученые, хорошо подготовленные кадры. Только тогда мы можем говорить, что концепт сложился», – сказала она.

Руководитель Центрального исполкома «Офицеров России» генерал-лейтенант полиции Александр Михайлов подчеркнул, что оценивать школы по «коротким дистанциям» было бы неправильно.

«Ребята, которые сегодня оканчивают школу, имеют серьезные мировоззренческие проблемы в связи с тем, что в учебниках написано одно, а вокруг они видят другое. Эту ситуацию необходимо исправить. Так, например, учебники в электронном варианте должны иметь дополнительную информацию в виде гиперссылок», – отметил он.