Его участниками стали более 100 учащихся базовых школ РАН – победители и призеры всероссийских и международных олимпиад и конкурсов по химии, физике, астрономии, а также грантов президента России в этих областях наук. Кроме того, на обсуждении присутствовали представители Российской академии наук, Министерства просвещения России, Российской академии образования.

 

Так, в работе круглого стола приняли участие пять кузбасских школьников. Среди них Никита Чмутин, Иван Цехин,  Руслан Чащин из Городского классического лицея города Кемерово, Данил Кучуков из лицея № 20 города Междуреченска и Сергей Копытов из лицея № 84 им. В. А. Власова города Новокузнецка.

 

Все ребята отличаются особыми достижениями в учебе. Так, например, Никита Чмутин является многократным призером заключительного этапа Всесибирской открытой олимпиады школьников по химии и участником муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по астрономии. Иван Цехин углубленно занимается физикой, успешно изучает ее по программам поддержки одаренных школьников, реализуемых  фондом Андрея Мельниченко. Руслан Чащин ежегодно участвует в олимпиадах, конкурсах, турнирах по физике, информатике и математике, является автором проекта «Чем опасен ваш смартфон».

 

Гостей и участников круглого стола приветствовал вице-президент РАН Алексей Хохлов. Он отметил, что всего для участия в проекте было отобрано 108 школ, которые показывали высокие результаты на олимпиадах, успешный показатель поступления в ведущие вузы России, а также отличные результаты государственных экзаменов.

 

«Мы стали активно взаимодействовать с этими школами. В каждом регионе была назначена организация — институт или университет, которая отвечает за реализацию проекта базовых школ РАН. В 2019 году ведущие ученые — профессора и члены-корреспонденты РАН — прочитали 151 лекцию в базовых школах», — отметил Хохлов.

 

Так, в Кузбассе были определены три образовательные организации: Городской классический лицей города Кемерово, лицей № 20 города Междуреченска, лицей № 84 им. В. А. Власова города Новокузнецка. Со школами РАН активно работает Федеральный исследовательский центр угля и углехимии СО РАН и Научно-исследовательским институтом комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний.

 

О стремлении активно помогать базовым школам рассказал заместитель министра просвещения Виктор Басюк:

«Мы впервые собрали участников этого уникального проекта. В последние годы все больше масштабных всероссийских проектов стартует в образовательных организациях. Мы с большим удовольствием поддержали инициативу по созданию базовых школ РАН. Нам важно поддержать ребят, которые хотят посвятить себя науке. Сегодня научная деятельность стала модной. Об этом говорят результаты международных олимпиад. Россия — показывает лидирующие результаты на международных олимпиадах по химии, математике. Каждая школа уникальна по своему, каждая наполнена своим содержанием и стремлением к науке, своими наставниками, представителями институтов РАН. Наша главная задача — помочь вам на этом важном и нужном пути к науке».

 

Участники круглого стола обсудили вопросы, касающиеся финансовой поддержки школ, междисциплинарных проектов, проблемы взаимодействия с институтами, появляющиеся у базовых школ. Большое внимание учащиеся уделили организационным вопросам. Например, можно ли освобождать учеников от домашнего задания в период подготовки к всероссийским олимпиадам, будут ли созданы олимпиады с проектным ориентированием, связанные с прикладными навыками и др.

 

Уже через неделю, 28 февраля, в президиуме РАН состоится заседание комиссии с участием координаторов проекта базовых школ, на котором участники рассмотрят предложения по обсуждаемым сегодня вопросам.

 

В конце круглого стола ребят и педагогов наградили памятными подарками, в том числе красочной книгой, посвященной жизни Дмитрия Ивановича Менделеева, а также именными свидетельствами за вклад в исследовательскую и творческую деятельность.

 

Напомним, ранее совещание кузбасских опорных школ РАН прошло в Кемеровском госуниверситете в рамках Дней науки. В нем принял участие президент Российской академии наук Александр Сергеев, председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон и ведущие ученые России. Руководители образовательных организаций представили концепции школ, учащиеся презентовали свои разработки и проекты.